МО трудовое обучение

Руководитель: Шарапова Наталья Викторовна.IMG_1606

 

Работаем под  девизом: « Дарить детям радость труда, пробуждать в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства».

Тема МО: «Развитие познавательной деятельности обучающихся, как одной из форм дифференцированного обучения».

Цель:

— обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Задачи:

— развивать познавательные и творческие способности учащихся с различным уровнем подготовки;

— стимулировать развитие познавательной самостоятельности учащихся;

— проанализировать особенности познавательной деятельности  школьников;

Содержание и формы работы:

В содержание деятельности МО входит:
— изучение нормативных документов, определяющих специфику предмета;

— отбор содержания и составление рабочих программ по предмету;
— проведение анализа качества преподавания предмета в специальной общеобразовательной школе;
— организация взаимопосещения уроков у коллег с последующим самоанализом достигнутых результатов;
— выработка единых требований к оценке результатов освоения учащимися программ и трудовой практики;
— организация работы по накоплению дидактического материала;
— проведение творческих отчётов, посвященных профессиональному самообразованию учителей;
— работа по активизации творческого потенциала педагогов.

Основными формами работы МО являются:
— заседания, посвященные вопросам методик преподавания уроков по предметам и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— творческие отчёты и открытые занятия;
— доклады, сообщения, дискуссии по использованию современных  коррекционно-развивающих технологий в трудовом обучении;
— взаимопосещение уроков.

 

26 декабря 2016 года членами МО «Трудовое обучение»  проведён педагогический совет на тему: «Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать».   IMG_1177

Цель  педсовета:

  • проанализировать состояние психологического климата на уроках, выявить условия и факторы, стимулирующие и препятствующие созданию комфортной среды на уроке и на этой основе выработать программу деятельности учителей по созданию благоприятного психологического климата на уроках.

    Задачи:

  1. На базе проведённого анализа выявить противоречия, сформулировать проблему, наметить пути её разрешения.
  2. Разработать план действий педколлектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроках.
  3. Ознакомиться и утвердить «Заповеди учителя школы» как основы психологического обеспечения урока.
  4. «Конечный продукт» педсовета – создание «Программы наблюдений» за уроком в контексте создания психологически комфортных условий для учащихся.

Педагогический педсовет прошёл в форме  продуктивной игры, была создана экспертная группа  для оценивания  обмена мнений, выступлений,  достоинств и недостатков обсуждения  каждого варианта ответов на задания.  Были заслушаны советы педагога – психолога как можно управлять  конфликтами и  находить выход  из напряженных педагогических ситуаций.

                                                          

Решение педагогического совета: 

1. Утвердить » Заповеди учителя школы» как основу психологического обеспечения урока.

2. Утвердить «Программу наблюдения за уроком» в контексте создания психологически-комфортных условий для учащихся.

3.На заседаниях методических объединений  обсудить проблему дифференцированного и индивидуального подхода в обучении и воспитании.

 

26 февраля члены МО объединения подготовили и провели семинар областного уровня на тему: «Кружковая работа как средство социализации воспитанников интернатных организаций».IMG_3275

Учителем трудового обучения Ишимовой Л.Д. был подготовлен и зачитан доклад на тему «Кружковая работа – как средство социализации воспитанников школы – интерната», который сопровождался красочными слайдами.

Руководителем кружка «От скуки на все руки» Шараповой Н.В.IMG_3316 дано открытое внеклассное мероприятие по изготовлению цветка в технике
«канзаши».  Целью  которого,  являлось ознакомление   учащихся с новой техникой «канзаши» при изготовлении цветов.  IMG_3325Мероприятие прошло в доброжелательной атмосфере.   Ход мероприятия был построен таким образом, чтобы гости были активными участниками
(вовлекая в процесс изготовления цветка).   Учащиеся ознакомились с историей и родиной  возникновения «канзаши»,  с технологическими приёмами  изготовления трёхслойного цветка, через показ слайдов, готовых образцов. Поставленные цели и задачи были реализованы.

 

Большую работу проводит кружок «Юный столяр» руководитель Косарик В.В. с детьми « группы риска» вовлекая их в свой кружок. Из под их рук выходят замечательные изделия выпилиные лобзиком из фанеры.Это кропотливый, ювелирный труд. У детей формируются такие качества, как настойчивость и целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.  Эти удивительные, оригинальные изделия из фанеры отмечены на  республиканских, областных, районных  выставках детского творчества.

IMG_2113В 2015 году – Международный  творческий конкурс «ВТаланте» г.Красноярск, в номинации декоративно – прикладное творчество  Бережной Виталий занял 1 место работа: «Канделябр»; Смагулов Эльдар, Крутов Руслан заняли 2 место работа: «Тройка»; Ликчинов Павел Лауреат III степени работа: «Орел» .

В 2016 году – дистанционный Международный творческий конкурс «ВТаланте» г.Красноярск. В номинации декоративно – прикладное творчество Ахметов Сайран занял 1 место картина «Байтерек».  Кордин Тимур 2 место карандашница «Наездник»; творческий конкурс « Дружба талантов» Россия Республика Крым г Севастополь. Кордин Тимур получил диплом 1 степени.IMG_3451

Руководитель кружка Косарик В.В. награжден дипломом за
подготовку участника к международному  творческому конкурсу «ВТаланте» (2015г), «Дружба талантов»(2016г), Диплом VI  Всероссийский дистанционный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Золотое рукоделье» (2016г), диплом «За активную деятельность по сохранению культурно- исторического наследия» 17 областной фестиваль этнических культур, проводимого в рамках года Ассамблеи народа Казахстана (2016г)

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями

на уроках трудового обучения.

 

Основным направлением специальной коррекционной школы является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти воспитанники не в состоянии сами выделить, освоить и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной сфере и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, они лишены основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, но и средством компенсации первичного дефекта, правильной ориентации учащихся в профессиональном отношении, для того, чтобы войти в жизнь достаточно подготовленными, найти своё место и продуктивно трудиться в производственных коллективах. А помочь им в этом  может только сотрудничество с взрослыми т.к. ребёнок должен стать оптимально развитой, воспитанной личностью способной к адекватному вхождению в общественную среду.

Специфика воспитания таких детей определяется тем, что она осуществляется не только в рамках общей с нормой системы воспитания, но ещё и параллельно с системой социальной реабилитации. Т.е. воспитание данной категории детей представляет собой совокупность психологических, педагогических, коррекционных методов работы, направленных на создание условий для освоения социально-адаптированных навыков и формирования типологических свойств и качеств личности, позволяющих адаптироваться в обществе.

Являясь учителем трудового обучения, считаю, что вопросы трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы, поскольку от их решения зависит успех социальной реабилитации и адаптации уч-ся. Сущность процесса социальной адаптации заключается, прежде всего, во включении индивида в систему совместной с другими деятельности. В этом процессе активизируется становление и перестройка способов деятельности и социального взаимодействия субъекта, приведение индивидуальных особенностей личности в соответствии с изменяющимися содержанием и условиями деятельности.

В нашей школе производится обучение по трём профилям: слесарное, столярное и швейное дело. Мастерские оснащены необходимым оборудованием, инструментами и материалами, проводится большая работа по улучшению материальной базы трудовой подготовки, пополнению дидактического материала, Т.С.О. Выделение зон ручной и машинной работы позволяют сочетать теоретическое обучение с выполнением практических заданий. Значительное место отводится производительному труду на занятиях практического повторения. Учащиеся выполняют заказы для школы: пошив голиц, фартуков, халатов, штор, постельных принадлежностей, мелкий ремонт одежды по швейному делу. Изготавливают садовый инвентарь: грабли, черенки для лопат, урны для мусора, лопаты для уборки снега, мелкий ремонт мебели на уроках слесарного и столярного дела

Трудовое обучение рассматривается не только как средство профессиональной подготовки, но и как средство коррекции недостатков детей с ограниченными возможностями.  Под коррекцией недостатков психического и физического развития понимается исправление или ослабление этих недостатков, и содействие возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников. При обучении учащихся с ограниченными возможностями особую значимость имеет формирование положительной мотивации к учению, которая способствует «включению» компенсаторных функций организма, коррекции аномалий развития, обусловленных заболеванием, позволяет преодолеть физический барьер. Важность этой задачи определяется тем, что нарушение познавательных процессов, строения и мотивизации деятельности сказывается на характере и результатах труда школьника.

Урок трудового обучения, построенный с использованием форм и приёмов современной методики, обеспечивает выработку необходимых умений и навыков. Формирование умений, развитие активности достигается при условии дифференцированного подхода с учётом особенностей детей. Цель дифференциации: обучение каждого ребёнка на уровне его возможностей, способностей. Осуществление дифференцированного подхода требует высокой организованности от уч-ся и настойчивости в достижении педагогических целей от учителя. Качество знаний и умений во многом определяется правильным выбором и умелым применением методов обучения. Без такой работы учащиеся оказываются не подготовленными для сознательного усвоения трудовых знаний и самостоятельности в трудовой деятельности. Сложным процессом является формирование общетрудовых знаний и умений. Сложность состоит в том, что обучить человека с отклонениями в психическом развитии выполнять работу так, как это делает полноценный работник. Для формирования знаний и умений на уроках трудового обучения целесообразно шире использовать такие приёмы, как создание психологической установки на восприятие теоретического материала, осуществление связи нового материала с ранее усвоенным при выполнении трудового задания. Большая роль здесь отводится учителю.

Помогая учащимся репродуцировать необходимые знания, обращая их внимание в процессе работы на определённые ориентиры, учитель тем самым способствует развитию у них умения актуализировать и использовать усвоенные ранее знания при выполнении трудового задания.

Одним, из наиболее действенных способов является применение наглядности это: технологические и инструкционные карты, натуральные объекты, готовые образцы, применение технических средств обучения, раздаточного материала, дидактических игр, ребусов. Которые дают возможность не только лучше  понять и усвоить программный материал, но и оказывают благотворное влияние на их умственное, нравственное и эстетическое развитие, расширяют круг представлений, способствуют совершенствованию познавательных способностей, формируют основные процессы умственной деятельности, ограничивают развитие комплекса неполноценности. Постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит учащимся радость, становится привычной и необходимой.  Каждый учитель, работающий творчески, постоянно озабочен проблемой эффективности урока, думает о том, как сделать его интересным. Считаю, что уроки трудового обучения немыслимы без наглядных средств обучения, без наглядности не может быть и речи  о коррекционной работе учителя.

В процессе обучения школьников труду большое внимание должно быть уделено не только выработке трудовых навыков и умений, но и развитию познавательных компонентов трудовой деятельности, это проведение интегрированных уроков с привлечением сопутствующих предметов.(учитель истории, медицинский работник) При помощи специальных приёмов обучения и коррекции необходимо продвинуть школьника в общем психическом развитии, иначе у него не сформируется умение работать по плану, контролировать свои действия, адекватно использовать свои знания и навыки при решении трудовых задач. Мы прекрасно понимаем, что именно через  труд приходит путь к процветанию, к подлинному счастью каждого человека. Дети, приходящие в школьные мастерские ограниченны в своих возможностях. Недостаточная развитость мелкой материки, неуклюжесть движений, неумение пользоваться инструментами, слабая ориентация в жизненных и бытовых ситуациях, малый объём знаний, составляет широкое поле коррекционной работы на уроках.

Коррекция недостатков психического развития школьников с ограниченными возможностями в процессе трудового обучения тесно связана с процессом формирования у них общественных, интеллектуальных умений. Отличительной особенностью формирования этих умений является то, что оно находится в неразрывной связи  с формированием самостоятельности действий. Для того, чтобы правильно организовать трудовую деятельность, осуществлять её по плану, контролировать и корректировать её выполнение, учащиеся должны обладать необходимым опытом самостоятельной работы. Для этого каждый урок должен быть  практически направлен и соответствовать изучаемой теме. Учителю как можно больше давать возможность учащимся проявлять самостоятельность при составлении плана работы по  изготовлению  изделия, при выполнении практического задания. (различные виды работ с технологической картой).

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что помощь, оказываемая учащимся  не должна заключаться в показе готовых способов выполнения задания. В зависимости от того, как школьник воспринимает объяснения и указания, ориентирующие его деятельность, и должна конкретно развёртываться коррекционная работа учителя. Оказывая школьнику  помощь в работе, необходимо в то же время не лишать его возможности проявлять самостоятельность и инициативу. Задача заключается не в том, чтобы подробными объяснениями и указаниями предупредить действия ученика, подсказать ему то, что он сам в состоянии осознать и сделать, а в том, чтобы помочь ему правильно организовать свою деятельность, осуществить её планомерно и целенаправленно.

Одной из важных задач коррекции недостатков психического развития детей с задержкой психического развития в процессе трудового обучения является формирование у них целенаправленных способов деятельности. В ряде случаев школьники, в особенности учащиеся младших классов, не соотносят свои действия с требованиями трудового задания. Это можно заметить при выполнении практических действий по образцу. В процессе выполнения задания школьники допускают  ряд ошибок и неточностей.  При столкновении с трудностями в работе они  отходят от стоящей перед ними задачи и производят такие действия, и операции, которые уводят их в сторону от поставленной цели. Такое смещение мотивов обусловлено тем, что с одной стороны, ребёнок поставлен перед необходимостью, так или иначе выполнять предложенную задачу, но, с другой, он не в состоянии правильно осознать её.

В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у школьника происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных и иных потребностей и интересов. Всё это оказывает благотворное влияние на развитие целенаправленных способов деятельности у школьников.

С.Л. Выготский считал, что задачей воспитания ребёнка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учётом не только биологических и физических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения, в котором ребёнок находится. Интегрированное обучение поможет ребёнку совершить в жизни самый трудный выбор-выбор быть человеком. Ключ к воспитанию личности лежит в организации таких видов деятельности, в которых осуществляется саморазвитие личности. При обучении, какому- либо ремеслу важно приобретение общего опыта работы и знаний, чтобы иметь возможность работать на пользу другим и получать удовлетворение от проделанной работы

В задачи урока входит и профориентационная работа, которая должна органично осуществляться в процессе овладения ими учебным материалом. Основной компонент профориентационной работы — формирование общетрудовых умений, а одновременно с этим идёт воспитание положительного отношения к профессии, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде. Общетрудовые умения позволяют действовать в новых условиях. Эта способность формируется на основе определённых знаний и навыков. Чем больше ученик знает, тем интереснее для него труд, тем больше удовлетворения он испытывает от работы. С этой целью проводим уроки-беседы, такие как: «Человеческое счастье в труде», «В труде и только в труде велик человек» и другие, где учащиеся знакомятся с различными рабочими профессиями, значимостью их в реальном мире.

В профориентационной работе большое место должно уделяться производственной практике, в целях совершенствования, у учащихся профессиональных знаний и навыков. В тоже время должна вестись углубленная воспитательная работа по формированию у учащихся интереса к труду, профессии, навыков культуры труда, трудовой дисциплины. Правильное отношение к труду возможно лишь тогда, когда будет систематически организована их практическая деятельность. Каждое трудовое усилие должно завершиться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы, не сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности.

Из этого следует, что такие школьники нуждаются в специальном обучении действовать в соответствии с ясно осознанной целью и средствами, ведущими к её достижению. Ведь заинтересованность школьника в получении возможно лучших результатов побуждает ответственно относиться к своим действиям, выполнять их продуманно и с учётом требований, предъявляемых к продукции труда.

Привитию интереса к  предмету способствует также   проведение праздников труда, конкурсов лучшего  по профессии, экскурсии на предприятия, которые дают стимул развитию ребёнка, совершенствованию трудовых навыков.

Одним из эффективных педагогических средств в успешной адаптации детей с ограниченными возможностями социуму является, оказание помощи в осознании полезности своего существования, обретения в свои силы. Немаловажное значение в данном вопросе имеет кружковая работа, способствующая развитию творческих способностей, эстетического вкуса, выработке устойчивого интереса к изучаемому предмету. Бесталанных детей нет. Важно только во время научить их, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. И это задача каждого учителя. Учащиеся нашей школы  с большим желанием посещают кружки « Кружевница»,  Юный слесарь», «Юные умельцы»,  здесь они могут развивать свои творческие способности, эстетический вкус. В школе функционирует выставочный зал, посещение которого всегда вызывает у посетителей восхищение и восторг. Работы учащихся экспонируются на выставках детского творчества в районном, областном  и республиканском масштабе, где неоднократно занимали призовые места.

Обобщая сказанное, необходимо подчеркнуть, что трудовое обучение детей с ограниченными возможностями должно обеспечить решение широкого круга задач, главной из которых является формирование трудовых умений и навыков. А также тех качеств личности, которые позволили бы учащимся адаптироваться в той ситуации неопределённости, в которую он попадает, выходя из школы. Благодаря только такому подходу к работе можно достичь максимально возможного для каждого ребёнка уровня развития, образования и социальной адаптации.

 

Учитель трудового обучения:

Шарапова Н.В.